САМОВЕРНОСТЬ

«Он всегда говорил, что пережитые им испытания были для него  драгоценным уроком, - уроком, которым он постарается воспользоваться на благо своего народа...»

                                                                                             Марк Твен «Принц и нищий»


Обвинения исторической личности, понимаемой как широкие народные массы, в самоизмене выглядят довольно спорно и сильно, как говорится, смахивают на превышение должностных полномочий. Обвиняющий как бы говорит - да, есть суицидальный позыв, но я тот, кто готов вовремя перерезать верёвку и взять под личную опеку полужизненное тело.

Виной тому ошибочная квалификация замены красного (большевистского) первородства на (меньшевистскую) чечевичную похлёбку, в период горбачёвско-ельцинской перестройки, как акта продажи.

Это не был и не мог быть акт продажи своего первородства, поскольку отказ от первородства равнозначен самоубийству. Он мог быть совершён той или иной клеткой исторической личности - индивидом, группой, прослойкой, целым классом, её существенной частью, но никогда всей.

Возможно, что в подобном обострении или социальной провокации нет ничего плохого, если испуг порождает необходимую для выздоровления реакцию мобилизации, активизирует социальный иммунитет.
Но тогда за мобилизацией необходима должна следовать "красная" перестройка альтернативная навязываемой перестройке-2.

Представляется, что более адекватной является иная квалификация "падения" исторической личности, а именно её отчаянная послезастойно-развивающая жертва. Именно жертва.

То есть историческая личность кинулась в метафизический омут потребления не спроста, а в поисках перспектив собственного развития. Додумывая за неё, можно предположить следующий сценарий.

Благостный, губительный тупик застоя страшен отсутствием внутреннего механизма саморазвития. Поэтому для преодоления застоя и понадобилось спровоцировать внутренний конфликт между обществом потребления (сословность которого обусловлена потребительской специализацией его апологетов) и обществом развития, движения (которое востребует равного участия всех индивидов в судьбе своей исторической личности - «кто не работает, тот не ест»). Причём это равное участие не буквально, а фенотипически усреднённо.

Иными словами, чтобы историческая личность верно нащупала нужное направление развития, она должна одномоментно (по меркам истории) находиться сразу в двух состояниях - "падшем" и "вознесённом". Подобную идеальную ситуацию (состояние метафизической шизофрении) обрисовал Марк Твен в повести «Принц и нищий». До тех пор пока принц не побывал в шкуре нищего, он не мог стать для своих подданных подлинным кормчим.

Теперь перед нами важнейший вопрос - каково содержание красной перестройки?

Очевидно, оно заключается в инициировании процесса преодоления существующего родового отчуждения. Для этого необходимо уяснить что такое современный род, а также то, как стать членом этого рода, как попасть к нему «под крышу» или создать свою и желательно лучше.

В СССР были проблемы, но проблемы родового отчуждения не существовало никогда, поскольку все граждане на равных правах владели общенародной собственностью на средства производства.

Владеть то владели, но должным образом не ценили, иначе не позволили бы одурачить себя столь наглым и циничным образом.

Возможно причина этому кроется в инерции патернализма, возможно в чём то ещё, но так или иначе, а преодоление родового отчуждения, приобщение к роду связано с восстановлением прав собственности на средства производства. И эти права, тем или иным путём, предстоит восстановить.

Есть два пути.

Первый - волевым, мобилизационным усилием пробить, проломить отчуждающую от капиталистического (а другого нет) рода стенку. При этом надо понимать в каком месте долбить. Надо отдавать себе отчёт в том, что будут немалые жертвы. А также необходимо помнить о том, что в образовавшуюся брешь может хлынуть скверна, способная умертвить всё и надолго.

Не к этому ли первому и популистскому пути нас в последнее время всё активнее подталкивают "левые"?

Второй путь лежит туда где вход. Иными словами, надо запустить процесс обратного сбора распылённой и сконцентрированной по частным рукам общенародной собственности.

Хозяйственная жизнь общества, экономика не стоит на месте. Структура средств производства во многом другая - она рассредоточена в малом, среднем и крупном бизнесе. Сейчас несколько иное разделение труда, верхний уровень которого носит нематериальный характер. Поэтому буквальная «реституция» не возможна, да и не нужна.

Второй путь в отличие от первого неимоверно труднее ("дурное дело не хитрое"). Он потребует от старателей ровно тех качеств, каких им не достало тогда, когда ещё жила сама возможность уберечь СССР от развала.

И само собой, что субъектом этого процесса не может быть государство обслуживающее теперь интересы буржуазного класса. Но государство, каким бы чёрствым оно не становилось, имеет и собственные проблемы, помощь в решении которых способна сделать его скорее партнёром, чем противником.

Ниша экономических проблем государства - например, проблема инновационного развития, то благодатное поле, где могли бы проявить себя родовые репатрианты.

Субъектом этого процесса не может быть и индивид, отдельный человек, гражданин поскольку это потребует от него невозможного - быть гениальным предпринимателем и одновременно безграничным альтруистом.
Но чего не может один - могут двое, а ещё больше трое, а ещё...

По существу, нет никаких препятствий для объединения разных людей в общины-коммуны на основе совместной "страсти" или "жажды" по овладению и управлению коллективными средствами производства самого разного и широкого вида, причём, что называется без отрыва от своего основного, пусть даже наёмного производства.

Но есть нескольку проблем от решения которых будет зависеть успех. Одна из них состоит в качественном управлении наличной собственностью. Без качественного управления, результатом которого должен стать непрерывный рост капитализации средств производства не стоит и мечтать.

Дело в том, что на рынке эффективных управленцев существует высокая, если не сказать высочайшая конкуренция. Из чего следует, что значение знаменитой ленинской фразы об организаторских талантах, которых в народе масса, как минимум поблёкло. Народившиеся в России в последние десятилетия капиталисты зорко отслеживают таланты чуть ли не с детского сада.

Именно поэтому общины-коммуны, по меньшей мере на заре своей деятельности, не смогут приглашать в качестве руководства своей хозяйственной деятельностью нужного качества управленцев.

Решение видится в изначальном структурировании процесса коммунистического строительства путём создания мастер-коммун, в которых могли бы быть собраны те, кто в силу, прежде всего своих убеждений, а также знаний, опыта и личных организаторских качеств может участвовать в создании "рядовой" общины-коммуны. Пусть людей в подобной мастер-коммуне будет немного, пусть хотя бы как пальцев на одной руке, но со временем и их полк прирастет армией.

Ещё одна проблема связана с масштабированием проекта, за верхний предел которого можно принять масштаб СССР. Как жаловалась общественности Э. Набиуллина, кажется году этак в 2008, в Тобольске - у нас нет инструментов масштабирования бизнеса.

С коммунами-общинами проще: они масштабируются через легитимный правовой механизм слияний и поглощений, а их масштаб пропорционален количеству вовлечённых в коммуну-общину индивидов.

Что касается бизнес-составляющей, то есть не количественного, а качественного приращения принадлежащих коммуне-общине средств производства, то это вопрос творчества самих коммун-общин, материальных и нематериальных ресурсов которыми они располагают, верно выбранной стратегией развития, наличия адекватных проектов, наличия необходимых кадров и т.д. и т.п... 


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.