ivanmaster.ru (ivanmaster) wrote,
ivanmaster.ru
ivanmaster

Власть и художник: кто кого?



Удивительно как время меняет оценку. И если в 2006 г. тему дискуссии «Что делать?» Художник и власть: кто кого больше любит? можно было назвать банальной, то сегодня едва ли. Вероятно, подступило осознание необходимости единства всех слоёв общества в интересах общего дома. И если государство — это дом, власть и художник – супруги, то народ - их общий ребёнок. И такой союз власти и художника выше плотской любви, как выше её ответственные за будущее своего дома и будущее детей родители. Конкретный пример.

В 1967 году был введён в строй один из самых величественных монументов Великой Отечественной войны – «Мамаев курган». Центральная экспозиция – 87 метровая скульптура «Родина-мать». Очевидно, что без государственного заказа на увековечивание памяти силы духа советского народа не обошлось. Наверняка был конкурс, в котором участвовали многие творческие коллективы. Победила группа скульпторов Е. Вучетича. Родился и материализовался образ «Родина-мать». В общем власть сделала заказ, художник его выполнил и, надо полагать, был обласкан. Но что дальше? А дальше многочисленные толпы посетителей, погружающиеся в потрясающую атмосферу монумента, лицезреющие «Родину-мать» на фоне… не великой русской реки нет, на фоне романа голосов С. Алексиевич «У войны не женское лицо» (1983г.). Не оспаривая художественных достоинств романа, можно не сомневаться, с точки зрения формы два произведения – монумент и роман входят в известный когнитивный диссонанс. С одной стороны - «у войны не женское лицо», о судьбах многих и многих женщин, пронёсших и вынесших на своих хрупких плечах тяжести самой жестокой войны, с другой стороны «у войны женское лицо», лицо матери, отправляющей собственных сыновей на ратную битву за родную землю. Именно она – мать несёт на себе невыносимую ношу страданий и памяти о тех, кто, выполнив священный долг, не вернулся или остался калекой. Представляется, что образ «Родины-матери» сильнее, глубже, а главное значительней образа любой женщины-героя романа С. Алексиевич, перед которыми, несомненно, должно преклонить колени.

Власть как бы удовлетворилась фактом создания монумента и самоустранилась от судьбы образа «Родина-мать», ограничившись выделением необходимого и достаточного финансирования на поддержание его материального состояния. И художника эта тема практически не трогала. Следуя современному тренду, власть и художник свели отношения к возмездной любви. Наполнить выдающийся монумент жизнью оказалось некому. От власти не было заказа, а от художника не было граждански зрелого предложения. В результате попустительства центральный образ монумента, несмотря на достаточное материальное содержание, стал опустошаться ментально. И демонстрируют это события на Донбассе. Проблема наполнения образа жизнью может решиться путём создания произведений отражающих высокий общественный статус матери отправившей своих сыновей на ратную битву. С точки зрения общества в нем не должно быть человека более счастливого чем мать солдатская. Тема тяжёлая как никакая другая и чрезвычайно сложная. Сложность связана с доверием читателя-слушателя-зрителя основной идее художественного произведения – счастье матери. Может ли быть счастлива та, ратные сыновья которой покоятся в сырой земле? Здесь и этический вопрос: какую правду говорит читателю-слушателю-зрителю художник? В послевоенные годы на экраны вышло и продолжает выходить большое число фильмов о войне и об армии. Но практически ни в одном из этих фильмов образ матери защитника не выведен в нужном, соответствующем великому монументу ключе. А ведь именно тут, в сложной и такой нужной стране правде, должен проявиться талант и искусство художника. А дело власти поддержать это, оказав прототипу образа и тому, кто сумел его раскрыть материальную поддержку или дать соответствующую оценку. Мать защитника Отечества должна стать национальным героем, предметом уважения, почитания и поклонения, а, если угодно, и зависти. Только в этом случае волгоградская «Родина-мать» соединиться миллионами невидимых нитей с каждой российской женщиной. Только в этом случае в непримиримом хотя и заочном споре Вучетича и Алексиевич победит первый. Только в этом случае произойдёт своего рода «кубинизация» России, то есть воспроизведётся случай успешного опровержения любых помыслов внешнего агрессора. И эта победа проложит путь многим другим. Путь этот не близкий. Мягкая сила искусства требует времени, но действует она гарантированно.

Вот так, на конкретном примере, можно убедиться в возможности в общем то бескорыстного союза власти и художника, в их нужности друг другу, союза далёкого необоснованного взаимного давления, правовой казуистики и обязательного финансирования. Всё что требуется, это их ответственная гражданская позиция и боль за будущее страны.
Tags: власть, мягкая сила, художник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments